Каталог статей /

Украинство :: Критика

Украинство · Историография · История · Критика · Официальный сайт · Близкие статьи · Примечания ·


Научная

Осип Мончаловский
Осип Мончаловский

Первые попытки анализа украинства как социально-политического феномена в научной среде известны с начала XX века. В 1904 году галицкий русский публицист, общественный деятель и историк Осип Мончаловский, активный оппонент украинства, в работе «Главные основы русской народности» одним из первых выразил свой взгляд на явление украинства, согласно которому:

…украинствовать значит: отказываться от своего прошлого, стыдиться принадлежности к русскому народу, даже названий «Русь», «русский», отказываться от преданий истории, тщательно стирать с себя все общерусские своеобразные черты и стараться подделаться под областную «украинскую» самобытность. Украинство — это отступление от вековых, всеми ветвями русского народа и народным гением выработанных языка и культуры, самопревращение в междуплеменной обносок, в обтирку то польских, то немецких сапогов: идолопоклонство пред областностью, угодничество пред польско-жидовско-немецкими социалистами, отречение от исконных начал своего народа, от исторического самосознания, отступление от церковно-общественных традиций. Украинство — это недуг, который способен подточить даже самый сильный национальный организм, и нет осуждения, которое достаточно было бы для этого добровольного саморазрушения!

Русский богослов и историк Дмитрий Скрынченко в 1916 году называл украинство «во всяком случае, регрессивным движением». Лингвист и философ Николай Трубецкой применял по отношению к украинствующим специальный термин «краевики». Религиозный философ Николай Лосский писал об украинстве и украинствующих в 1957 году: «Они хотели бы возвести свою провинцию на степень нации, образующей самостоятельное государство. Предпочитая ценности своей провинции ценностям великой нации, в состав которой они входят, они начинают критиковать её ценности, стараются видеть в ней действительные или воображаемые недостатки и проникаются ненавистью к ней… Такое умонастроение нельзя назвать национализмом; это — провинциализм».

По мнению научного сотрудника Института славяноведения РАН Олега Неменского, украинство, при его соотнесении с теорией «малого национализма» Митрофана Муретова, подлежит восприятию как областническое движение, основанное на вознесении до уровня «национального» краевых особенностей Юго-Западной Руси. Данные особенности и их историческое своеобразие актуализируются с целью создания на их базе обособленной нации. При этом, отрицается «проект большой русской нации», а «ничтожные отличия» возводятся «в степень особого национального сознания».

Доктор политических наук Сергей Малахов характеризует украинство на всех этапах его развития как сецессионизм — идеологию этнически мотивированного сепаратизма. С этой оценкой соглашается также и В. Колмаков.

Политическая

Подробнее: Украинствующие и мы и Украинское движение (книга)

«Узкое украинство — писал в 1918 году гетман Украинской державы Павел Скоропадский — исключительно продукт, привезенный нам из Галиции, культуру каковой целиком пересаживать нам не имеет никакого смысла: никаких данных на успех нет и это является просто преступлением, так как там, собственно, и культуры нет».

Обложка брошюры Василия Шульгина  «Украинствующие и мы» ,  Белград , 1939
Обложка брошюры Василия Шульгина «Украинствующие и мы», Белград, 1939

Эмигрант и политический деятель русского национального и монархического направления Василий Шульгин в статье, а затем и отдельной брошюре «Украинствующие и мы», изданной в 1939 году в Белграде, выступил с резкой критикой украинства, которое назвал «сектантством» и политическим заблуждением (причём, по утверждению епископа Тульчиского и Брацлавского Ипполита, именно Шульгин «впервые дал определение „самостийников“ как сектантов»). Также он изложил теорию с классификацией украинствующих на три типа: честные и незнающие (те, кого обманывают), нечестные и знающие (те, кто обманывают), и честные и знающие (маньяки раскола).

По мнению политического и общественного деятеля, председателя «Народного Собора» Украины Игоря Друзя, украинство представляет собой «идеологический миф о вечно пытающемся обрести государственный суверенитет украинском народе».

В то же время известный журналист Александр Чаленко даёт иное объяснение популярности украинской национальной идеи даже среди русскоязычных жителей Украины. По его мнению, основой для этого является отсталость, реакционность России и вытекающее отсюда нежелание как-либо интегрироваться либо иметь что-либо общее с соседним государством:

…я себе задаю вопрос: почему большинство русскоязычного населения Киева не делает ничего для того, чтобы их родной русский язык получил государственный статус?… Русский язык не имеет государственного статуса в силу того, что, как это ни парадоксально, большинство русскоговорящих людей в центральной Украине против этого статуса. Поэтому общественное давление на власть, чтобы русский получил государственный статус, отсутствует. Мало того, многие русские люди выступают категорически против закрепления государственного статуса русского языка. Почему? Для них русский язык — это не язык, на котором они общаются с властью, а власть с ними, а некий атрибут. Например, украинский язык — это атрибут государственности. Раз есть независимое украинское государство, то языком должен быть украинский, а если признать за русским языком госуарственный статус, то это будет продолжением России. А как тогда можно говорить о независимости? Поэтому они и против. Почему они за украинскую независимость? Это не потому, что не любят москалей, хотят носить вышиванки или говорить по-украински. На самом деле на все украинское они клали с прибором. Просто в их головах и ментальности слово «русский» ассоциируется с чем-то таким отсталым, реакционным: ГУЛАГом, крепостным правом, самодержавием, садизмом НКВД, сталинизмом, а они считают себя европейцами. Украина и есть некий антитезис чему-то русскому, как и Европа. Поэтому Украина им представляется как некая европейская территория. Если согласиться придать чему-то русскому государственный статус, то это в их головах будет означать, что здесь таким образом фактически узаконена русская территория, а значит, ненавистная им азиатчина.
  • Russian to English Russian to German Russian to French Russian to Spanish Russian to Italian Russian to Japanese

Информация на сайте из открытых источников. Основа ВикипедиЯ. | Пожалуйста, внимательно прочитайте эту страницу!