Каталог статей /

Музыкальное искусство Великого княжества Литовского :: Светская музыка

Музыкальное искусство Великого княжества Литовского · Народная музыкальная культура · Церковная музыка · Канты и псальмы · Нотопечатание · Светская музыка · Примечания · Литература · Официальный сайт · Видео «Музыкальное искусство Великого княжества Литовского»


Ритм полонеза, XVI век
Ритм полонеза, XVI век

При дворе великого князя в Вильне итальянская оперная труппа постоянно существовала с XVII века. В 1636 году она поставила первый музыкальный спектакль «Похищение Елены» Марко Скаччи. Теория музыки изучается в Виленской иезуаитской академии, в 1667 году выходит книга «Ars et praxis musicae» («Музыкальное искусство и практика») вице-ректора академии иезуита Сигизмунда Лауксмина на латинском языке, в 1675 — «Грамматика мусикийская» иезуита Николая Дилецкого на польском, в 1691 — «Physica curiosa» («Занимательная физика») В. Тильковского, посвящённая музыкальной акустике. В XVII веке появляются произведения инструментальной музыки композиторов-любителей из местной шляхты, позже создаются студенческие оркестры и хоры.

В XVIII веке сформировалось новое направление светской музыкальной культуры — крепостной театр, где в соответствии со шляхетскими вкусами того времени показывали музыкальные спектакли. При таких театрах как различные типы хоров существовали крепостные оркестры и капеллы. Крепостные театры были частными музыкальными коллективами представителей магнатерии и состояли полностью или частично из крепостных крестьян.

Известны оркестры были в Несвиже, Слуцке (Радзивиллов), Слониме (Михаила Казимира Огинского), Гродно (Антоний Тизенгауза), Шклове (С. Г. Зорича), Ружанах (Масальских, Сапег), Деречине (Сапег), Глуске (Юдицких) и других населённых пунктах. Среди них крупные оркестры смешанного состава (Несвижская капелла Радзивиллов, Слонимская капелла Огинского), камерные струнные оркестры — так называемая «домашняя музыка» (Гродно, Несвиж, Городец), духовые («музыка Шкловского корпуса», роговые оркестры в Шклове и Несвиже), ударных, народных инструментов («янычарская музыка» и «литовская музыка» в Несвиже). Некоторые коллективы имели группы вокалистов или целые хоры («княжеские капеллы», в Шклове так называемые «певчие музыкантские»). Оркестры сопровождали спектакли крепостных театров, балы, охоту, религиозные службы, военные парады.

Среди известных композиторов — немец Ян Давид Голанд, чех Эрнест Ванжура и прочие.

Несвижская капелла Радзивиллов

Музыкальное искусство в главной резиденции Радзивиллов — Несвиже — начало развиваться при Николае Радзивилле «Чёрном». В Несвиже придворными музыкантами князя были Киприан Базилик из Серадзи и Вацлав из Шамотул. Песенные тексты на польском языке писали Николай Рей и Андрей Тшетеский. В несвижском дворце ежедневно утром, днём и вечером собиралась вся семья на чтение Святого Писания, молитву и пение религиозных песен, одноголосных и многоголосных.

Дальнейшим продолжение музыкальных традиций стало создание несвижской капеллы Радзивиллов, существовавшей в 1724—1809 годах. Она была основана Михаилом Казимиром Радзивиллом по прозвищу «Рыбонька». Играла во время балов, праздников, военных парадов, костёльных служб, а с 1746 года и театральных представлений. Выступала также в загородном дворце в Альбе, сопровождала выезды в радзивилловские вотчины Белое, Мир, Жолква и Олыка. До 1746 года имела камерный характер и состояла из немногих зарубежных музыкантов (итальянцев, немцев, чехов), позднее состав её расширился (в 1751, 1757—1759 в капелле было 25, в 1784—107 человек, преобладали поляки, белорусы и литовцы, свободные и крепостные, среди них известны скрипач Матей из Кореличей, Я. Тептилович, ставший капельмейстером). В 1780 году князь Кароль Станислав Радзивилл, известный как «Пане Коханку», пригласил музыкантов Дж. Альбертини (капельмейстер в 1781—1784), Дж. Константини (скрипка), Я. Е. Флейшмана (виолончель), ввёл в капеллу певцов В. Николлини, А. Коланзака, А. Данези, певиц Герман, М. Верпер. Последним капельмейстером (1804—1809) был местный музыкант О. Александрович.

Слонимская капелла Огинских

Михал Казимир Огинский
Михал Казимир Огинский

Слонимская капелла являлась придворным театром гетмана великого литовского Михала Казимира Огинского. Была открыта примерно в 1765 году и просуществовала до 1793 года. Обслуживала театральные представления, балы, костёльные службы, совершала концертные поездки (в 1780 году выезжала в Шклов). Первоначально капелла состояла из 12 человек, в 1776 году представляла собой большой ансамбль инструменталистов и вокалистов (53 человек) во главе с Ю. Паули и А. Данези. Ансамбль состоял преимущественно из поляков и белорусов, частично из крепостных, получивших профессиональную подготовку (было небольшое количество зарубежных музыкантов — немецких и чешских инструменталистов и дирижёров, итальянских певцов). Среди них Райский — один из талантливых музыкантов капеллы, крепостной Радзивиллов, работал в Слониме в 1775—1780. Расцвет деятельности капеллы относится к 1780.С первой половины 1780-х г. она постепенно приходит в упадок, меньшается её состав в связи с переходом многих зарубежных музыкантов в Несвижскую капеллу Радзивиллов. Временный подъём слонимские капелла и театр пережили в конце 1780 — начале 1790-х, но в тоже время к 1792 году оркестр насчитывал только 12 музыкантов.

  • Russian to English Russian to German Russian to French Russian to Spanish Russian to Italian Russian to Japanese

Информация на сайте из открытых источников. Основа ВикипедиЯ. | Пожалуйста, внимательно прочитайте эту страницу!