Каталог статей /

Музыкальное искусство Великого княжества Литовского :: Нотопечатание

Музыкальное искусство Великого княжества Литовского · Народная музыкальная культура · Церковная музыка · Канты и псальмы · Нотопечатание · Светская музыка · Примечания · Литература · Официальный сайт · Видео «Музыкальное искусство Великого княжества Литовского»


Первые опыты нотопечатания в Великом княжестве Литовском относятся ко второй половине XVI — началу XVII веков. Канционалы, изданные в Бресте, Несвиже и Любче, были тесно связаны с реформационным движением и отражали особенности порождённого им музыкального искусства. Канционалы (позднелат. cantional от латынь cantio — пение, песня) представляли собой сборники религиозных, преимущественно многоголосных, песнопений, рассчитанных на исполнение в церкви или дома. Стилевые особенности включённых в канционалы напевов связаны с их общей направленностью (даже при исполнении их в костёле, вместе с церковным хором пели все прихожане). В канционалах достаточно разностильные жанры: литургические песнопения, протестантские хоралы, псальмы и канты. В основу многих псальм и кантов были положены мелодии французских светских, немецких народных песен, гуситских, гугенотских, лютеранских, кальвинистских гимнов и хоралов, в них слышны интонации знаменного распева, восточно-славянских лирических народных песен.

В 1550 году протектор реформации канцлер Николай Радзивилл «Черный» стал берестейским старостой. В 1553 году в Бресте им открыты первые в государстве кальвинистский костёл и типография, которой вначале руководил известный ученый-гуманист, ученик Эразма Роттердамского Бернард Воевудка. Его работу продолжили просветители Станислав Мурмелиус и Киприан Базилик. Было издано более 40 религиозных, исторических, правовых и полемических книг на польском и латинском языках. Типография стала издавать и книги, связанные с музыкальной культурой. Брестский сборник «Pesni chwal Boskich» первый образец нотопечатания в Великом княжестве Литовском и один из самых ранних в Восточной Европе. Он содержит около 100 одно- и четырёхголосных псальм и кантов на польском и латинском языках, записанных мензуральной нотацией на 5-линейном нотном стане.

Песни христанские Мартина Мажвидаса, 1566
Песни христанские Мартина Мажвидаса, 1566

Ещё в 1547 году типограф Мартин Мажвидас издал в Кёнигсберге «Катехизис» первую печатную книгу на литовском языке, кроме того содержавшую одиннадцать церковных песнопений с нотами. В 1566 году Мажвидас издал также сборник литовских церковных христианских песен.

В 1563 году Матей Кавечинский и печатник Даниэль Адам издали в Несвиже канционал «Katechizm albo krotkie w jedno miejsce zebranie wiary. Psalmy i piesni» («Катехизм или краткое собрание веры. Псалмы и песни»), в который вошло 40 псальм, 110 песен и светских кантов с нотами. Одновременно с несвижским канционалом вышло дополнение, включавшее 5 псальм и 8 светских кантов. В начале XVII века нотные канционалы издавались в Любче.

Тогда же создаются новые песнопения в честь местных святых: князей Бориса и Глеба, Владимира, преподобного Феодосия, на освящение храма Георгия в Киеве, на перенесение мощей Николая Мирликийского и прочие.

Музыкальными памятниками этой поры являются также сборники вокально-инструментальных произведений «Полоцкая тетрадь» и «Куранты». Рукопись «Полоцкой тетради», также известной как «Остромечевская рукопись» или «Рукопись 127/56 Ягеллонской библиотеки», была обнаружена в Польше в 1960-х годах и представляет собой сборник бытовой музыки анонимных авторов XVII века. По данным белорусского исследователя Адама Мальдиса, рукопись была названа «Полоцкой тетрадью» по ошибке и происходит не из Полоцка, а, вероятно, из деревни Остромечево на Берестейщине.

  • Russian to English Russian to German Russian to French Russian to Spanish Russian to Italian Russian to Japanese

Информация на сайте из открытых источников. Основа ВикипедиЯ. | Пожалуйста, внимательно прочитайте эту страницу!